Уведомления через Telegram теперь доступны в любой интеграции! Подключите канал в личном кабинете и возвращайте на 40% клиентов больше!
30.05.2024 Займет 10 минут #деньги

Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора: советы и рекомендации эксперта

Роспотребнадзор проверяет, насколько компании и ИП соблюдают их требования и права потребителей. Проверка грозит штрафом до 500 000 рублей (по сумме штрафов — до 1 млн), приостановкой работы компании, а иногда и уголовным разбирательством. К проверкам нужно всегда готовиться. А как это делать — рассказал бизнес-тренер компании «Чистовье» Артём Ильченко.

Артем Ильченко

Бизнес-тренер компании АО «Чистовье», VK, Telegram

Как проходит проверка РПН

Роспотребнадзор проводит плановые, внеплановые проверки и по желанию собственника бизнеса.

Плановая проверка проводится не чаще одного раза в три года. В организациях, которым нужна лицензия (медицинские, образовательные, общепит и пр.), — чаще. Уведомление о проверке приходит за три дня. И, исходя из моей практики, всегда находятся недочёты и выписываются штрафы.

До конца 2024 года действует мораторий на плановые проверки для большинства организаций. Исключение — организации, связанные с высоким риском, работающие с ОПО (особо опасными объектами), а также предприятия, которые уже привлекались к административной ответственности. На сайте ведомства есть план проверок Роспотребнадзора. Но так как большая часть компаний освобождена от них в рамках моратория, в план они не попадут.

Внеплановые проверки остаются для всех остальных организаций. Они проходят по мере необходимости. Основанием для них могут стать:

  • Распоряжение прокуратуры
  • Жалобы на вред жизни и здоровью
  • Обнаружение контрафакта
  • Истекающий срок, чтобы исправить предыдущие замечания

Уведомление о внеплановой проверке поступает за сутки.

Жалобы населения — частая практика. Но не всегда Роспотребнадзор встаёт на сторону потребителя. Например, был случай, когда клиентка сделала окрашивание в салоне красоты. В помещении не было естественного освещения. Это допускается — главное, чтобы освещенность соответствовала нормам. В салоне клиентку всё устроило, но дома она поняла, что окрашивание ей не нравится. Она инициировала проверку, которая нарушений не нашла. Клиентка подала в суд, который счёл это злоупотреблением правом и назначил ей штраф 5 000 рублей.

По собственному желанию. Вы можете самостоятельно обратиться в Роспотребнадзор, чтобы к вам направили проверяющих. Это возможность проверить, насколько ваша работа соответствует законодательству, «репетиция» перед основной проверкой. Такая проверка безопасна — вам укажут на ошибки, но штраф не выпишут. Кстати, услуга очень популярна: в феврале в Роспотребнадзоре идёт запись на октябрь-ноябрь.

Порядок проверки Роспотребнадзором

Есть несколько форматов проверок.

Документарная. Вам направят запрос со списком документов. Если проверка плановая, то потребуются все документы предприятия. Если внеплановая — список зависит от вменяемого нарушения.

На подготовку документов отводится 10 дней. Копии нужно заверить у директора и направить инспектору. Служащий может сформировать дополнительный запрос, и у вас будет ещё десять дней, чтобы его выполнить. В итоге проверяющий составляет акт, в котором фиксирует результаты.

Выездная. Инспекция приезжает на предприятие и всё оценивает лично. Предусмотрены ограничения по времени: 50 часов для крупных и средних предприятий, 15 — для малых. Представители Роспотребнадзора составляют акт, в котором указывают результаты, и прилагают к нему дополнительные бумаги.

 
 
 

Пример акта о результатах внеплановой проверки

Что проверяет Роспотребнадзор

Область внимания контролирующих зависит от сферы бизнеса. Если говорить о бьюти-индустрии и медицине, то Роспотребнадзор следит за соблюдением закона о защите прав потребителей и эпидемиологической ситуацией. То есть за тем, как соблюдаются актуальные санитарные нормы и требования законодательства. Например, посмотрят на:

  • Своевременную дезинфекцию
  • Наличие и контроль СИЗ — средств индивидуальной защиты
  • Правильную уборку
  • Утилизацию отходов

Какие штрафы и за что могут выписать

Чаще всего нарушают закон о защите прав потребителей. Например, не выдали чек, не оказали услугу вовремя, отказали в обслуживании.

Также часто нарушают законодательство, связанное с санитарно-эпидемиологическими нормами. Эти нормы контролируют, чтобы условия не несли угрозу жизни и здоровью людей. Наказывают за несоблюдение:

  • Действующих санитарных правил: не работает вентиляция, переполненность палат, отсутствие ремонта
  • Гигиенических нормативов: нет оборудования для мытья рук, спецодежду не стирают
  • Санитарно-гигиенических мероприятий: не выносят мусор, плохая уборка
  • Противоэпидемических мероприятий: нет перчаток и масок
За нарушения закона о защите прав потребителей и санитарных норм грозит административная ответственность и штраф от 10 000 до 20 000 рублей. Могут даже приостановленить деятельность бизнеса на срок до 90 суток.

Штрафы Роспотребнадзора имеют моментальную силу, в отличие от других ведомств. Например, у вас была пожарная инспекция, которая выявила, что нет огнетушителя. Вы устанавливаете огнетушитель, и вам могут даже не назначить штраф — зависит от лояльности инспектора и тяжести нарушения. Деятельность Роспотребнадзора сопряжена со здоровьем населения, значит, вы, нарушив, уже причинили кому-то вред. Поэтому штраф назначается сразу, даже если нарушение устранено.

За что чаще выписывают штрафы

Приведу примеры частых нарушений.

В салонах красоты:

  • Волосы не убираются одноразовой салфеткой, а сметаются кисточкой
  • Волосы собираются пылесосом
  • Один контейнер для волос и твердых бытовых отходов (ТБО)
  • Контейнеры для мусора без крышек

В ногтевом сервисе:

  • Некомплектность рабочего места (должно быть минимум 3 набора инструментов)
  • Инструменты не обрабатываются дезсредством или обрабатываются неправильно
  • Не используется азопирамовая проба
  • Нет журналов по соблюдению дезрежима
  • Нет стерилизатора
  • Пилочки многоразовые

В медицинских учреждениях:

  • Контейнеры для сбора мусора без крышек
  • Мед.отходы собираются вместе с ТКО — твердыми коммунальными отходами
  • Персонал без нужных прививок
  • Нарушаются правила утилизации и хранения мед.отходов
  • Нет жёлтых пакетов для отходов класса Б
  • Контейнеры для игл хранятся дольше положенного
  • Иглы выбрасывают в пакет
  • Не используются дезсредства или холодильники
  • Отходы не выбрасывают при заполнении бака на 2/3

Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора?

Вот план, по которому нужно готовиться к проверкам.

Лучший способ подготовки — не нарушать. Воспринимайте инспекцию как мотивацию навести в бизнесе порядок. А результаты проверок Роспотребнадзора — это не только штрафы, но и рекомендации по улучшению работы.

Подготовьте документы:

  • Учредительные
  • На право собственности помещения
  • На технику
  • На используемую и реализуемую продукцию
  • На оказание платных медуслуг (включая ИДС)
  • О квалификации сотрудников
  • Журналы по соблюдению дезрежима
  • Программу производственного контроля, договоры в ее рамках, акты о выполненных работах
  • Медкнижки, результаты медосмотров
  • Внутренние приказы
  • Должностные инструкции сотрудников

Руководителю нужно:

  • Присутствовать на проверке
  • Отвечать на вопросы комиссии
  • Подписывать необходимые документы о проверке
  • Оспаривать результаты при необходимости
  • Пользоваться защитой в любой законной форме

Максимально полный чек-лист для подготовки — в проверочных листах Роспотребнадзора. Их можно найти в Приказе № 808 (Приложение 5) и Приказе № 18 (Приложение 10). В них 125 и 289 вопросов соответственно.

Как вести себя, когда пришла проверка Роспотребнадзора

1. Успокоиться. Визит проверяющих — всегда стресс, но от паники никому лучше не будет. А комиссия может воспринять нервозность как знак, что что-то не в порядке

2. Если возникло подозрение на мошенничество, попросите удостоверение у сотрудника. Позвоните в Роспотребнадзор и уточните, точно ли это работник ведомства

3. Предоставьте сотруднику все документы. Их список, как правило, есть в уведомлении о проведении проверки

4. Не мешайте проверяющим выполнять свои обязанности. Не предлагайте взятки и не препятствуйте осмотру. Помните, что ответственность за препятствование — до 15 суток ареста, за взятку — уголовная. Если какие-то нарушения были, скорее всего, инспекция уже знает о них

5. Защищайте себя в рамках законодательства. Отстаивайте свои права. Если в ходе проверки были нарушения, она не обоснована, есть разногласия по результатам — обращайтесь в вышестоящие органы Роспотребнадзора или в суд. Нанимайте адвоката, при необходимости, и восстанавливайте справедливость

Приведу случай из практики. В одну из аптек, собственником которых я был, пришла комплексная инспекция из пяти человек: прокуратура, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, налоговая, пожарная. Проверяли соблюдение вывода из продажи определенных лекарственных средств, соблюдение норм наценки и пр. Сотрудники действовали в рамках законодательства, содействовали процессу и выстроили грамотную защиту на штрафной комиссии. Удалось доказать, что проверяющие допустили ошибки, и в результате сумму штрафов снизили со 100 до 20 тысяч рублей. Не забывайте: проверяющие — тоже люди. И с ними следует общаться по нормам приличия.

Подведём итоги

Проверка Роспотребнадзора неизбежна, если вы — владелец бизнеса. К ним нужно просто подготовиться. Эксперт советует:

  • Главное правило подготовки — не нарушать
  • Перед инспекцией подготовьте документы
  • Не препятствуйте представителям Роспотребнадзора
  • Если проверяющие выходят за рамки правового поля — отстаивайте права законными методами
Поделитесь статьей с коллегами:
  • telegram
  • whatsapp
  • vk
  • chunks