Роспотребнадзор проверяет, насколько компании и ИП соблюдают их требования и права потребителей. Проверка грозит штрафом до 500 000 рублей (по сумме штрафов — до 1 млн), приостановкой работы компании, а иногда и уголовным разбирательством. К проверкам нужно всегда готовиться. А как это делать — рассказал бизнес-тренер компании «Чистовье» Артём Ильченко.
Артем Ильченко
Бизнес-тренер компании АО «Чистовье», VK, Telegram
Как проходит проверка РПН
Роспотребнадзор проводит плановые, внеплановые проверки и по желанию собственника бизнеса.
Плановая проверка проводится не чаще одного раза в три года. В организациях, которым нужна лицензия (медицинские, образовательные, общепит и пр.), — чаще. Уведомление о проверке приходит за три дня. И, исходя из моей практики, всегда находятся недочёты и выписываются штрафы.
До конца 2024 года действует мораторий на плановые проверки для большинства организаций. Исключение — организации, связанные с высоким риском, работающие с ОПО (особо опасными объектами), а также предприятия, которые уже привлекались к административной ответственности. На сайте ведомства есть план проверок Роспотребнадзора. Но так как большая часть компаний освобождена от них в рамках моратория, в план они не попадут.
Внеплановые проверки остаются для всех остальных организаций. Они проходят по мере необходимости. Основанием для них могут стать:
- Распоряжение прокуратуры
- Жалобы на вред жизни и здоровью
- Обнаружение контрафакта
- Истекающий срок, чтобы исправить предыдущие замечания
Уведомление о внеплановой проверке поступает за сутки.
Жалобы населения — частая практика. Но не всегда Роспотребнадзор встаёт на сторону потребителя. Например, был случай, когда клиентка сделала окрашивание в салоне красоты. В помещении не было естественного освещения. Это допускается — главное, чтобы освещенность соответствовала нормам. В салоне клиентку всё устроило, но дома она поняла, что окрашивание ей не нравится. Она инициировала проверку, которая нарушений не нашла. Клиентка подала в суд, который счёл это злоупотреблением правом и назначил ей штраф 5 000 рублей.
По собственному желанию. Вы можете самостоятельно обратиться в Роспотребнадзор, чтобы к вам направили проверяющих. Это возможность проверить, насколько ваша работа соответствует законодательству, «репетиция» перед основной проверкой. Такая проверка безопасна — вам укажут на ошибки, но штраф не выпишут. Кстати, услуга очень популярна: в феврале в Роспотребнадзоре идёт запись на октябрь-ноябрь.
Порядок проверки Роспотребнадзором
Есть несколько форматов проверок.
Документарная. Вам направят запрос со списком документов. Если проверка плановая, то потребуются все документы предприятия. Если внеплановая — список зависит от вменяемого нарушения.
На подготовку документов отводится 10 дней. Копии нужно заверить у директора и направить инспектору. Служащий может сформировать дополнительный запрос, и у вас будет ещё десять дней, чтобы его выполнить. В итоге проверяющий составляет акт, в котором фиксирует результаты.
Выездная. Инспекция приезжает на предприятие и всё оценивает лично. Предусмотрены ограничения по времени: 50 часов для крупных и средних предприятий, 15 — для малых. Представители Роспотребнадзора составляют акт, в котором указывают результаты, и прилагают к нему дополнительные бумаги.
Пример акта о результатах внеплановой проверки
Что проверяет Роспотребнадзор
Область внимания контролирующих зависит от сферы бизнеса. Если говорить о бьюти-индустрии и медицине, то Роспотребнадзор следит за соблюдением закона о защите прав потребителей и эпидемиологической ситуацией. То есть за тем, как соблюдаются актуальные санитарные нормы и требования законодательства. Например, посмотрят на:
- Своевременную дезинфекцию
- Наличие и контроль СИЗ — средств индивидуальной защиты
- Правильную уборку
- Утилизацию отходов
Какие штрафы и за что могут выписать
Чаще всего нарушают закон о защите прав потребителей. Например, не выдали чек, не оказали услугу вовремя, отказали в обслуживании.
Также часто нарушают законодательство, связанное с санитарно-эпидемиологическими нормами. Эти нормы контролируют, чтобы условия не несли угрозу жизни и здоровью людей. Наказывают за несоблюдение:
- Действующих санитарных правил: не работает вентиляция, переполненность палат, отсутствие ремонта
- Гигиенических нормативов: нет оборудования для мытья рук, спецодежду не стирают
- Санитарно-гигиенических мероприятий: не выносят мусор, плохая уборка
- Противоэпидемических мероприятий: нет перчаток и масок
За нарушения закона о защите прав потребителей и санитарных норм грозит административная ответственность и штраф от 10 000 до 20 000 рублей. Могут даже приостановленить деятельность бизнеса на срок до 90 суток.
Штрафы Роспотребнадзора имеют моментальную силу, в отличие от других ведомств. Например, у вас была пожарная инспекция, которая выявила, что нет огнетушителя. Вы устанавливаете огнетушитель, и вам могут даже не назначить штраф — зависит от лояльности инспектора и тяжести нарушения. Деятельность Роспотребнадзора сопряжена со здоровьем населения, значит, вы, нарушив, уже причинили кому-то вред. Поэтому штраф назначается сразу, даже если нарушение устранено.
За что чаще выписывают штрафы
Приведу примеры частых нарушений.
В салонах красоты:
- Волосы не убираются одноразовой салфеткой, а сметаются кисточкой
- Волосы собираются пылесосом
- Один контейнер для волос и твердых бытовых отходов (ТБО)
- Контейнеры для мусора без крышек
В ногтевом сервисе:
- Некомплектность рабочего места (должно быть минимум 3 набора инструментов)
- Инструменты не обрабатываются дезсредством или обрабатываются неправильно
- Не используется азопирамовая проба
- Нет журналов по соблюдению дезрежима
- Нет стерилизатора
- Пилочки многоразовые
В медицинских учреждениях:
- Контейнеры для сбора мусора без крышек
- Мед.отходы собираются вместе с ТКО — твердыми коммунальными отходами
- Персонал без нужных прививок
- Нарушаются правила утилизации и хранения мед.отходов
- Нет жёлтых пакетов для отходов класса Б
- Контейнеры для игл хранятся дольше положенного
- Иглы выбрасывают в пакет
- Не используются дезсредства или холодильники
- Отходы не выбрасывают при заполнении бака на 2/3
Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора?
Вот план, по которому нужно готовиться к проверкам.
Лучший способ подготовки — не нарушать. Воспринимайте инспекцию как мотивацию навести в бизнесе порядок. А результаты проверок Роспотребнадзора — это не только штрафы, но и рекомендации по улучшению работы.
Подготовьте документы:
- Учредительные
- На право собственности помещения
- На технику
- На используемую и реализуемую продукцию
- На оказание платных медуслуг (включая ИДС)
- О квалификации сотрудников
- Журналы по соблюдению дезрежима
- Программу производственного контроля, договоры в ее рамках, акты о выполненных работах
- Медкнижки, результаты медосмотров
- Внутренние приказы
- Должностные инструкции сотрудников
Руководителю нужно:
- Присутствовать на проверке
- Отвечать на вопросы комиссии
- Подписывать необходимые документы о проверке
- Оспаривать результаты при необходимости
- Пользоваться защитой в любой законной форме
Максимально полный чек-лист для подготовки — в проверочных листах Роспотребнадзора. Их можно найти в Приказе № 808 (Приложение 5) и Приказе № 18 (Приложение 10). В них 125 и 289 вопросов соответственно.
Как вести себя, когда пришла проверка Роспотребнадзора
1. Успокоиться. Визит проверяющих — всегда стресс, но от паники никому лучше не будет. А комиссия может воспринять нервозность как знак, что что-то не в порядке
2. Если возникло подозрение на мошенничество, попросите удостоверение у сотрудника. Позвоните в Роспотребнадзор и уточните, точно ли это работник ведомства
3. Предоставьте сотруднику все документы. Их список, как правило, есть в уведомлении о проведении проверки
4. Не мешайте проверяющим выполнять свои обязанности. Не предлагайте взятки и не препятствуйте осмотру. Помните, что ответственность за препятствование — до 15 суток ареста, за взятку — уголовная. Если какие-то нарушения были, скорее всего, инспекция уже знает о них
5. Защищайте себя в рамках законодательства. Отстаивайте свои права. Если в ходе проверки были нарушения, она не обоснована, есть разногласия по результатам — обращайтесь в вышестоящие органы Роспотребнадзора или в суд. Нанимайте адвоката, при необходимости, и восстанавливайте справедливость
Приведу случай из практики. В одну из аптек, собственником которых я был, пришла комплексная инспекция из пяти человек: прокуратура, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, налоговая, пожарная. Проверяли соблюдение вывода из продажи определенных лекарственных средств, соблюдение норм наценки и пр. Сотрудники действовали в рамках законодательства, содействовали процессу и выстроили грамотную защиту на штрафной комиссии. Удалось доказать, что проверяющие допустили ошибки, и в результате сумму штрафов снизили со 100 до 20 тысяч рублей. Не забывайте: проверяющие — тоже люди. И с ними следует общаться по нормам приличия.
Подведём итоги
Проверка Роспотребнадзора неизбежна, если вы — владелец бизнеса. К ним нужно просто подготовиться. Эксперт советует:
- Главное правило подготовки — не нарушать
- Перед инспекцией подготовьте документы
- Не препятствуйте представителям Роспотребнадзора
- Если проверяющие выходят за рамки правового поля — отстаивайте права законными методами